«АРТ» - это стиль жизни

«Полацкi веснiк» 27 марта 2009г.

Юбилей театра «АРТ» - Анна ШелеповаПолоцкий государственный университет известен своей историей, научными и спортивными достижениями, а также народным студенческим театром «Арт». В этом году он празднует своё 10-летие. О том, как развивался и чего достиг театр «Арт», рассказывает его режиссёр Анна Шелепова.

«Молодой Мейерхольд».

- Анна, когда у вас появилось желание связать свою жизнь с театром, стать режиссёром?

- В этом году исполнилось 30 лет с того времени, как я пришла в образцовый юношеский театр-студию «Гармония» под руководством Валентины Петровны Нагорной. Не предполагая, что театр станет моей профессией, в тот день дома на политической карте мира записала «16 января 1979 года». Когда меня взяли в театр «Пилигрим», сидя в зале и наблюдая за игрой актёров, я говорила: «Не так, ну не так!..» Перед спектаклем каждому указывала на недоработки. За это некоторые меня не любили, а режиссёр Валентин Петрович Нагорный, шутя, называл «молодой Мейерхольд». После окончания института культуры работала в Слонимском драматическом театре актрисой, потом вернулась домой и стала руководителем театрального коллектива «Павлинка» СШ № 9 г. Новополоцка. Осознала, что я - режиссёр и что это моя профессия, только начав работать в Полоцком госуниверситете.

- Тогда, когда появился «Арт?»

- Именно. Некоторые выпускники СШ №9, уже будучи студентами ПГУ, продолжали играть в школьном коллективе, у меня возникла мысль перейти в университет. И уже весной 2000 года на областном фестивале в Витебске мы представляли ПГУ и получили свой первый диплом.

«Сложно, но интересно».

- Театр начинается с вешалки и, наверное, с названия…

- Как корабль назовёшь – так он и поплывёт. Когда всё начиналось, в ПГУ был ещё один коллектив – «Кредо». Его участники говорили: «Театр – наше кредо». Я сказала: «Театр – это искусство. Для меня творчество – часть моей жизни. Я буду заниматься им профессионально». Так и появился «Арт». Для постановки беру классику мировой, русской и советской литературы. Над серьёзным материалом работать сложнее, но зато интереснее. Не считаю провинциальным ни свой город, ни свой коллектив и делаю всё для того, чтобы в мышлении моих артистов отсутствовала «местечковость».

- Анна, какие качества своих актёров вы цените?

- Больше всего ценю профессиональный подход к работе с некоторой долей самопожертвования, потому что практически ежедневно репетировать может далеко не каждый. И далеко не каждый «любит искусство в себе, а не себя в искусстве», как гениально говорил великий русский режиссёр Константин Станиславский. Ценю честность, доброту и чувство юмора. Горжусь тем, что создала коллектив единомышленников в творчестве и нашла друзей в жизни.

- Вы ставите хорошие спектакли, но своей актёрской ипостаси не оставили…

- Страшнее ситуации, чем когда режиссёр сидит в зале – не знаю. На спектакле «Мой бедный Марат» сижу в зале… Это невыносимо. Когда я играю в спектакле, хотя бы иногда получаю удовлетворение как актриса. А в зале не знаю, что мне делать. Это просто мука…

«За десять лет».

- Десять лет – долгий, серьёзный период. Тем более для творческого коллектива. Чего сог достичь «Арт» за это время?

- Самое главное – мы можем назвать себя театром. Каждый год показываем не один, не два спектакля – у нас есть репертуар. Мы восстанавливаем старые спектакли, вводим новых актёров. Это дополнительная работа, но спектакли – наши дети, и они должны жить.

Считаем большим достижением, что два наших артиста поступили учиться в Москву. Дмитрий Лемешев закончил радиотехнический факультет ПГУ и поступил на факультет кинодраматургии во ВГИК. А Егор Сачков, получив образование юриста, учится на режиссуре в ГИТИСе. Расширяется штат: с этого года в театре работают три человека, а не один. Есть помощник режиссёра Сергей Щербаков и хореограф Альбина Турхина. За это спасибо ректору университета Дмитрию Николаевичу Лазовскому, который уважает наш труд. Без его помощи и поддержки невозможно представить нашу деятельность.

Если говорить о спектаклях, самый именитый – трагикомедия «Я хочу жить…» по пьесе Эрдмана «Самоубийца». Он рекордсмен и по постановкам, и по наградам. А вообще, для нас каждый спектакль – это определённая вершина, постижение истины, постижение себя.

- Что для вас «Арт» - работа, искусство, возможность выразить себя или дать возможность выразиться другим?

- Красиво говорить не буду. Скажу одно: я заложница своей работы. Не могу работать мало, не могу работать плохо. Живу театром и в театре. Работа для меня – это стиль жизни.

«Юбилейный сезон».

- В 10-ый юбилейный сезон «Арт» поставил спектакль по пьесе Мориса Метерлинка «Обручение». Почему выбрано именно это произведение?

- Каждый год ищу в творчестве что-то новое. Чего только у нас нет по жанру: фарс, комедия, мелодрама, трагикомедия… Перечитав «Синюю птицу» Метерлинка, поняла, что балеты пока ставить не готова. А вот «Обручение» произвело очень сильное впечатление. Пьеса не рассматривается всерьёз ни критиками, ни режиссёрами. О ней говорят, как о не очень удачном продолжении «Синей птицы». Она, действительно, сложна для восприятия, но меня потрясла глубокая духовная сущность и актуальная идея: нельзя идти по миру с закрытыми глазами и выбирать во мраке себе спутницу жизни. Работа продолжалась вплоть до премьеры. Так появились танцы, песни, шутки, видеосюжет. В итоге получилась феерия-притча Анны Шелеповой по мотивам пьесы Мориса Метерлинка.

- Анна, чтобы вы хотели пожелать театру в этот юбилейный сезон?

- Чтобы нас не оставлял Бог. Иногда думаешь: как можно поставить пьесу за два с половиной месяца, а то и за месяц? Так было со спектаклями «Мой бедный Марат» и «Тень». Я верю в то, что если люди честно, с любовью, с душой делают своё дело, то им на это даются силы свыше.

- Спасибо за беседу!

Беседовал Александр Замковский