«Коварство и любовь»: новая премьера театра «АРТ»

«Химик» 10 апреля 2010г.

Спектакль «Луиза Миллер»8 апреля Новополоцкий народный театр «АРТ» представил премьеру спектакля «Луиза Миллер» по трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь».

Наши дни, Новополоцк, студенческий театр, Шиллер… Казалось бы, ну кому он может быть нужен, этот Шиллер, со своими почти средневековыми трагедиями? Ан, нет! Зал полон, зрители внимают и… плачут.

Каждая постановка Народного театра «АРТ» становится событием. Не стала исключением из общего правила и нынешняя премьера. Более того, на мой взгляд неискушенного зрителя, это одна из самых лучших постановок «АРТа» – во всяком случае из тех, которые довелось увидеть мне. По словам режиссера театра Анны Шелеповой, идея поставить Шиллера родилась случайно и принадлежит она Сергею Щербакову. В его же адрес стоит произнести несколько лестных эпитетов за удачную адаптацию и переработку текста шиллеровской трагедии. И хотя Анна Шелепова утверждает, что «Шиллер очень удивился бы, увидев, что сделали из его трагедии», но при этом она уверена в том, что «он не обиделся бы».

Коварство и любовь, черное и белое, жизнь – игра, люди – актеры, но это – в лучшем случае. Зачастую люди в этой игре по имени Жизнь оказываются не просто актерами, а элементарными пешками, повинующимися руке играющего. К несчастью, оказывается, что эти «пешки» еще могут думать и чувствовать и, ежели не своей жизнью, то хотя бы своей смертью воспротивиться руке играющего и не дать себя победить… Не могу утверждать, что именно это хотели выразить в спектакле постановщики – Анна Шелепова и Сергей Щербаков, но именно это я вынес из их интерпретации шиллеровской трагедии.

Не будем рассуждать об игре актеров. Единственное, что мне показалось выпадающим из выверенного рисунка всего спектакля, – так это буффонадная фигура гофмаршала. И хотя Виталий Воронченок сыграл эту роль великолепно, на мой взгляд, персонаж из комедии-буфф не очень вписывается в трагедию. Впрочем, предоставим судить об этом авторам постановки – и ее зрителям.

Особую роль в спектакле сыграли костюмы. Человеку, сидевшему далеко (а зал бал заполнен до отказа), было легко ориентироваться в персонажах. Костюмы были выразительными и подчеркивающими характер. Особенно заметно это выражалось в красном, волевом одеянии президента и голубом камзоле гофмаршала. Цвета говорили сами за себя.

Спектакль «Луиза Миллер» - Персонажи

В дифференциации персонажей также сыграли роль парики. Его наличие сразу делало акцент на сословии персонажа, подчеркивая его узнаваемость. И хотя у молодого майора его не было, это был скорее режиссерский ход, подчеркивающий душевное равнодушие главного героя к своему сословию, стремлению добиться чинов и положения в обществе.

…В автобусе, на котором я возвращался в Полоцк, почти всю дорогу продолжалось обсуждение спектакля. Скажите, много ли профессиональных театров смогут таким похвастаться?

Спектакль «Луиза Миллер»

Александр МУЖДАБАЕВ (текст), Дмитрий ДЕЖИЦ (фото)