Сила притяжения Шелеповой

Журнал «Клуб» 3 марта 2012г.

Уже долгие годы профессиональные и любительские театры «живут» на разных планетах. Почти никогда их пути не пересекаются. В большинстве случаев любительские коллективы вынуждены работать при жалком финансировании, выискивать деньги для поездки на фестивали, привозить дипломы для подтверждения своего статуса - этого требует администрация. А профессионалы ставят пьесы сомнительного уровня. Совсем недавно после очередного спектакля в профессиональном театре, в котором играли два известнейших артиста, слышу разговор за спиной: «Тебе понравилось?» - «Нет, так себе. Но все равно хорошо: не было хождения в трусах и мата».

Спектакль «Чайка»После знакомства с заслуженным любительским театром «Арт» не давала покоя мысль: каким образом сделать так, чтобы этот коллектив хоть на неделю приехал со спектаклями в Москву или чтобы показали их по центральным каналам российского телевидения вместо «мыльных сериалов»? К сожалению, это только мои мечты. А пока подробно расскажу об «Арте». И, может быть, среди читателей окажутся те самые чиновники, которые смогли бы организовать его гастроли в России.

На сайте театра есть потрясающий отзыв, он появился еще в 2008 году: «В Новополоцке надо жить хотя бы ради того, чтобы видеть ваши спектакли». Есть случаи, когда выпускники школ поступают в Полоцкий государственный университет только для того, чтобы иметь возможность играть в студенческом театре. Основные корпуса вуза находятся в Новополоцке, но расстояние между городами в пять километров никого не смущает.

Театр не обижен вниманием и со стороны руководства университета. Его ректор, доктор технических наук, профессор Дмитрий Николаевич Лазовский, делает все возможное и невозможное для театра. Выпускаются программки и другая печатная продукция, шьются костюмы, приобретаются парики, материал для одежды сцены. Благодаря руководству университета театр имеет возможность ездить на фестивали. Многие участники «Арта» успешно выстраивают профессиональную карьеру, связанную с искусством. А у иных происходит абсолютный переворот в жизни!

Например, выпускник радиотехнического факультета Дмитрий Лемешев по окончании университета поступил на отделение кинодраматургии во ВГИК (теперь работает в Москве). Выпускник юридического факультета Егор Сачков окончил режиссерский факультет ГИТИСа, сейчас работает в столичном Театре на Малой Бронной. Многие успешно осваивают специальности, связанные с искусством в Белоруссии.

Спектакль «Луиза Миллер»У меня остались незабываемые впечатления от встречи с руководителем коллектива «Арт» Анной Яковлевной Шелеповой. Умная, с цепким взглядом, обаятельная, обладающая невероятной силой притяжения. Человек сильной воли, яркой, красивой внешности, с чудесным голосом. Статная. В это понятие я для себя вкладываю: не просто стройная, а несгибаемая, уверенная в себе. Играет во всех спектаклях. И как играет! Роли самого широкого диапазона: в «Петербургском анекдоте» - деревенскую бабу Федору, в «Мандате» - Гулячкину, а в «Луизе Миллер» - леди Мильфорд. А ведь ей надо удерживать внимание за всей постановкой. В отзывах жюри иногда проскальзывало недоумение: зачем в спектакле играет профессиональная актриса, при том, что весь актерский ансамбль на высоте? И еще Анна прекрасно танцует. Словом, она - личность, соединившая в себе сразу несколько ипостасей, и все на достойном уровне.

Как и большинство руководителей, беззаветно любит свой театр и помимо режиссерских обязанностей умеет шить костюмы, изготавливать декорации, переделывать пьесы.

- Анна, с чего все начиналось?

- Я окончила режиссерское отделение Минского института культуры. Театр «Арт» появился осенью 1999-го, когда я пришла работать в университет на должность культорганизатора и за мизерную доплату организовала коллектив, основу которого составили любители театральной самодеятельности, перешедшие из школы, где я работала прежде.

Первой постановкой стала драматическая композиция «Спроси когда-нибудь у трав» по пьесе Ярослава Стельмаха. Поставили просто и лаконично. Девять артистов в черной одежде, несколько стульев - вот и все оформление. Расчет только на свои силы, только на свое понимание добра и зла. Тема любви, дружбы, совести, предательства. Уже весной следующего года мы с этим спектаклем приняли участие в областном фестивале «Студенческая весна» и заняли второе место.

А дальше работа закипела: театр принял участие в 17 фестивалях (13 из них - международные). В копилке театра - 64 награды!

Далеко не в каждом профессиональном театре репертуарная афиша содержит столько спектаклей и такое разнообразие авторов и жанров. Многих из них профессиональные театры просто не взяли бы, боясь за провал в кассовых сборах. А у Шелеповой в театре «Арт» они идут при аншлагах! Кто и где ставит сейчас М. Метерлинка с почти забытой пьесой «Обручение» или Ф. Шиллера «Луиза Миллер»? Причем ставит так, что от первой до последней минуты сидишь в напряжении, словно все, что видишь, - это про сегодняшний день!

- Анна, среди спектаклей, таких разных и таких интересных, у вас есть самый любимый?

Спектакль «Мандат»- Фарс «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана. Этот спектакль я считаю своей лучшей режиссерской работой. Его идея состоит в том, что даже в мире, где все покупается и продается, есть возможность оставаться человеком. Главное - уметь радоваться чужому счастью и сопереживать чужому горю. Спектакль выдержан в очень сложном жанре, который не всегда встретишь и в профессиональном театре, - в жанре гротеска. Премьера была в 2007 году. В декабре 2008 года мы показывали спектакль в Минске на международном фестивале «Тэатральны куфар» (в переводе с белорусского - «сундук»). Были отмечены за «Лучший актерский ансамбль» и «Лучшую женскую роль второго плана» Анна Морозова и Виктория Таркачева. На областном фестивале в Витебске спектакль взял Гран-при и приз «За лучшую режиссуру».

Это вторая работа Шелеповой с драматургией Эрдмана. Сначала был спектакль «Я хочу жить!» (2001г.) по пьесе «Самоубийца». С первого же международного фестиваля он привозит 13 дипломов! До этого я смотрела трижды спектакли по этой пьесе. И никогда не могла понять, почему ее берут в репертуар. Никакого юмора не прочитывалось, даже самого саркастического, чаще оставалось только гнетущее депрессивное ощущение. Оттого и рождалось недоумение. А Шелепова, поменяв название пьесы, выстроила, на мой взгляд, жизнеутверждающую концепцию спектакля, которую задумывал Эрдман. Спектакль увидели зрители Минска, Днепропетровска, Брянска.

Одно только перечисление всех поставленных спектаклей, фестивалей, где они были показаны, и дипломов, которые за них получили, займет несколько страниц. Расскажу о тех, которые произвели на меня самое сильное впечатление. Мелодрама «Мой бедный Марат» (по пьесе Алексея Арбузова) лидирует в рейтинге голосования на сайте. Казалось бы, именно в этом спектакле больше всего неточностей в деталях костюмов того времени. Но, думаю, никто из зрителей (кроме меня) об этом не задумывается. Все настолько погружены в переживания героев.

- Как вы считаете, почему спектакль вышел на первое место, хотя пьеса достаточно известная? И после премьеры держится в репертуаре театра уже пятый год...

- Может быть, потому, что мы, как говорится, душу в него вложили. На следующий день после премьеры Сергей Щербаков (играл роль Марата) встретил своих друзей, и они задали ему вопрос: «А Лика с Маратом были счастливы потом?» Сергей ответил: «Да, конечно». На что молодые люди сказали: «Слава богу, а то мы сегодня полночи не спали, думали». Плачут у меня на спектакле часто: и потому, что действо на сцене трогает, и потому, что на себя переносят ситуацию.

Спектакль «Чайка» по пьесе А. ЧеховаУвидев в репертуаре драму «Чайка» по пьесе А. Чехова, я насторожилась. А как же актеры справятся с возрастными ролями?

Появилось сомнение: не вытянут, не поднимутся до того уровня, что заложен в тексте Чехова. А посмотрев спектакль, поняла - приемлю всё! И даже тот негатив, который рождался по отношению к Аркадиной. Глядя, как ее роль исполняет А. Шелепова, испытывала непередаваемое чувство гнева и раздражения из-за ее отношения к сыну. Каково же было мое изумление, когда потом прочитала отзывы на спектакль! Вот что написала Жанна Васанская, член Союза кинематографистов Республики Беларусь, возглавлявшая критик-клуб международного фестиваля «Тэатральны куфар»: «Великолепно! Лучший актерский ансамбль фестиваля! Член жюри, профессор из Иордании, плакал после спектакля, потому что иорданец защищался на «Чайке» и был в шоке от совпадения личностных концептов с образами Аркадиной и Треплева. Аркадину блестяще играет актриса-профи! Мало того, иные роли - Полина, Тригорин - не меньше зацепили этих театральных теоретиков из семи стран...».

Мне понравилась авторская работа Шелеповой «Любовь. Времена года». Спектакль объединил в себе пять отрывков. 

«Любовь - весна». Сцена на балконе из «Ромео и Джульетты» В. Шекспира. Любовь, чистая и нежная, как первые весенние цветы.

Спектакль «Любовь. Времена года»«Любовь - лето». Отрывок из шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра». Жаркое лето, сжигающее все на своем пути.

«Любовь - бабье лето». Отрывок из романа «К югу от границы, на запад от солнца» X. Мураками. Здесь чувство зрелое и мудрое, когда лето уже прошло, а осень еще не наступила.

«Любовь - осень». Отрывок из пьесы «Утиная охота» А. Вампилова. Осень, с ее дождями, слякотью, черным низким небом, время, когда любовь проходит.

«Любовь - зима». Сцена Аглаи Ивановны и Настасьи Филипповны из романа «Идиот» Ф. Достоевского. В конце отрывка Настасья Филипповна отпускала Мышкина и читала стихотворение Иннокентия Анненского «Смычок и струны», которое заканчивается строками:

Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось.
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось...

Это и об отношениях между людьми, и о жизни, и в принципе о театре...

В спектакль введены герои, объединяющие действие в единое целое. Это Луна и Солнце как символы мужского и женского начал. И ангелы, которые появляются на протяжении всего спектакля, наблюдают, сопереживают, вмешиваются в действие и даже подсказывают героям, как им поступить.

- На мой взгляд, ваш самый креативный спектакль - феерия-притча «Обручение» по мотивам пьесы М. Метерлинка. Но почему-то эта пьеса сегодня практически не берется в постановку...

Спектакль «Обручение»- Считается, что она имеет литературную ценность только как не очень удачное продолжение пьесы «Синяя птица». Сказочная история о том, как важно молодому человеку правильно сделать свой выбор в жизни и найти ту девушку, которая составит счастье его жизни, его детей и его предков. Пьеса во многом была мною переписана. Получился действительно фееричный спектакль с множеством танцев, специально написанной песней, снят видеоролик «Сны девушек»... В спектакле кроме артистов театра играли семь школьников в возрасте от 6 до 9 лет.

- Анна, когда смотришь ваши спектакли, поражаешься, насколько слажен и интересен актерский ансамбль. В нем есть явные звезды, но буквально все актеры невероятно сильны, красивы. Чувствуется, они настолько живут богатой духовной жизнью, что сами готовы поставить любой самый трудный спектакль.

- У нас очень инициативный основной состав. Невозможно посчитать, сколько раз я собиралась уже закрыть какой-либо спектакль, но они сговаривались за моей спиной и приходили с робкой просьбой: а давайте покажем это еще или восстановим то, что играли последний раз лет шесть назад. Наверное, благодаря им спектакли живут долго. Основной состав коллектива работает в театре с момента его основания. Есть актер Роман Картавенков, который уже год живет и работает в Витебске, но приезжает на все спектакли, в которых занят. И даже сыграл в премьере этого года «Петербургский анекдот». Алла Радевич играла спектакли почти до шести месяцев беременности, потом декретный отпуск и через несколько месяцев после родов вернулась обратно. У нее двое сыновей. Вообще мам и пап с детьми у нас много. А наряду с ними - студенты, первокурсники, школьники, дети.

- И как вы все успеваете?!

- Сама иногда удивляюсь. Но всегда стараюсь решить проблемы тех, кто ко мне обращается. Нескольким студентам помогла перевестись на бесплатное отделение, для кого-то премию выбила, от распределения спасла, у иных проблемы с работой, в личной жизни... Бывало всякое. Еще моя гордость и мое горе - моя честность. Любому человеку и везде я могу сказать правду, не лезу на рожон, конечно, но если я должна говорить по совести - не промолчу.

А когда ищу пьесу для постановки, главное, что меня интересует, - это общечеловеческая идея. Начали работу над спектаклем - самым главным становится создание атмосферы, чтобы, окунувшись в нее, человек на некоторое время забыл про свои проблемы, очутился в другом мире, радовался и переживал вместе с героями и даже что-то вынес для своей жизни.

Помимо спектаклей в коллективе идет интересная повседневная жизнь. Капустники - ее отражение. В 2009 году коллектив отмечал десятилетие. Был показан театральный капустник «Будем как солнце!». Актеры танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах, исполняли пародии на телепередачи и на свои собственные спектакли. Прошло шуточное вручение премии «Золотая вешалка», на котором специально изготовленными статуэтками были награждены ведущие артисты театра. Их вручали поклонники - родители, выпускники, вахтерша, дети.

Пожелаю театру «Арт», чтобы у него всегда была такая интересная жизнь. Чтобы спектакли, поставленные Анной Шелеповой, увидело как можно больше зрителей. Удачи вам и еще большего признания!

Галина Неволина,
член Союза журналистов России.
г. Москва